Сегодня и вчера
Сон Ивана Калиты (клеймо иконы «Митрополит Пётр с житием»)
Произведение искусства «Сон Ивана Калиты (клеймо иконы «Митрополит Пётр с житием»)» Автор:
Художник круга Дионисия


Время создания:
80-е годы XV века
Местонахождение:
Успенский cобор Московского Кремля
Источник:
Смотреть полностью
Примечание:
«Сказание от чюдес некоего любомудреца Кифы, иже в Святых отца нашего Петра митрополита Русскаго, елико Киприян Преосвященный митрополит не написа в житии его»

Список конца XV в. РГБ, собр. Егорова, № 950

«Сказание» передает, что Ивану Калите приснился сон, будто выехал он «з боляры своими» и с неким «Протасом» в поле и видит там «гору высоку и велику зело, на ней же снег велик», «а место же тамо равно, ни холмов не имея, а время не снежное беяше». Снег начал таять, а затем и гора стала «гинути и искоренися до основания». Князь поведал сон митрополиту Петру. Он же сказал великому князю: «Поле великое — твое государство Московское, а гора великая — ты, государь, а снег на горе — то аз многогрешный». А затем добавил, что это означает, что «преж тебе мне есть отите от жизни сея, а тебе по мне»


Не землю собирали московские князья, а власть; не территорию своей московской вотчины расширяли, а строили великое княжение



Пресняков А. Е. Образование Великорусского государства. — Петроград, 1918. С. 150.

Для выяснения этого момента исторических судеб Великороссии имеет существенное значение вопрос о пресловутых «куплях» Ивана Калиты. Дмитрий Донской называет в своей духовной Галич, Белоозеро и Углич — «куплями деда своего». Это свидетельство источника, весьма авторитетного вызывало у историков большое недоумение, доходившее до попыток отделаться от него простым отрицанием. Недоумение обусловлено с одной стороны тем, что Калита и его сыновья не упомянули об этих «куплях» в духовных грамотах, а, с другой, тем, что сохранились известия о князьях на Галиче и Белоозере во времена Дмитрия Донского. На разъяснении этих двух обстоятельств и сосредоточились толкования историков. Карамзин пояснял, что «сии уделы до времен Донского считались великокняжескими, а не московскими: поэтому не упоминается об них в завещаниях сыновей Калитиных». Соловьев отверг это толкование, считая невозможным, чтобы Калита «прикупал» к великому княжению, которое «вовсе не принадлежало в собственность его роду», а могло перейти после его смерти к тверскому или нижегородскому князю; «дело, по его мнению, объясняется тем, что Калита купил эти города у князей, но оставил еще им некоторые права владетельных, подчиненных, однако, в. к. московскому, а при Димитрии Донском они были лишены этих прав». В. П. Сергеевич признал, что «земельные приобретения, приписываемые Ивану Калите, подлежат сомнению», а его «купли» —нуждаются в дальнейших разысканиях; против Карамзина Сергеевич принял, возражения Соловьева, но находил, что и после разъяснения Соловьева «молчание завещаний Калиты и его детей остается необъясненными, в возбуждаемые им сомнения неустраненными». Эти сомнения и неустранимы при сохранения традиционного представления, что деятельность Ивана Калиты направлена на «мозаическое собирание земель», что территория Московского государства — «плод полуторавековых скопидомных усилий московских князей по собиранию чужих земель» (В. О. Ключевский). Не землю собирали московские князья, а власть; не территорию своей московской вотчины расширяли, а строили великое княжение, постепенно и упорно превращая его в свое «государство».




Что это за люди? Откуда они? Куда ушли? Какой язык у них? Какая вера? Какого они рода?—спрашивали себя русские люди в недоумении
Родовой знак Рюриковичей Великих Князей Киевских.
Со смертью Анастасии Иоанн лишился не только супруги, но и добродетелей
На том берегу при нашем появлении засуетились пешие и конные люди. «Неприятель!» подумали мы.
Иконы должны напоминать тех, кого изображают, как например, всем известен теперь лик новоявленного Чудотворца Воронежского Митрофана
Французская армия заняла позицию под стенами города, и Наполеон приказал потребовать сдачи
Зрелище этого народного праздника оживлено и блестяще
Приличнее кажется означенный выше период с 476 г. до 1618 г. назвать периодом военной истории средних времен
Царь же благочестивый ездит по полкам и всех жалует, и утвержает, и труд их похваляет, и жаловати их обещается
Мы можем убежденно сказать, что наш Дом Романовых поспорит в своем историческом значении с любою из лучших династий Запада.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.