Сегодня и вчера
Ляпунов отправил к Скопину послов, которые поздравили его царем от имени Ляпунова и подали грамоту, наполненную укоризнами против царя Василия.



Русское царство от прекращения Рюрикова дома до воцарения дома Романовых. — СПб., 1882. С. 22.

Знаменитому воеводе, князю Михаилу Скопину было не более 24 лет от роду. В один год приобрел он себе славу, которую другие полководцы приобретали подвигами многолетней жизни, и, что еще важнее, приобрел сильную любовь всех добрых граждан, желавших родине успокоения от смут. В то время, как старый, нелюбимый дядя его, Василий Иванович Шуйский, не мог ничего сделать для государства, сидя в осаде, самая видная, царственная деятельность принадлежала Скопину; — с его именем для народа связана была надежда на избавление от смут, на лучшее будущее. Характер Скопина, его благообразная наружность, светлый ум, храбрость и необычайное мужество, — все это, вместе взятое, приобрело ему народную любовь; иностранцы отзывались о нем также как нельзя лучше. Таков был молодой князь Скопин, которому, по-видимому, суждено было поддержать колебавшийся престол старого дяди, примирить русских людей с фамилией Шуйских, упрочить его на престоле царском: по смерти бездетного Василия Ивановича голос всей земли несомненно указал бы на любимца народного. В то время, как спокойные граждане терпеливо дожидались кончины престарелого Шуйского, чтобы законно возвести на престол своего избранника, чистого от нареканий в искательствах властолюбивых, не хотел спокойно дожидаться этого рязанский воевода Прокопий Ляпунов, не умевший сдерживать своих порывов, не сознававший необходимости средств безукоризненных для достижения дели высокой, для прочности самого дела. Ляпунов отправил к Скопину послов, которые поздравили его царем от имени Ляпунова и подали грамоту, наполненную укоризнами против царя Василия. Скопин разорвал грамоту и приказал схватить послов, но потом отпустил их обратно в Рязань, не давши знать об этом в Москву. Этим воспользовались злые люди, чтобы поселить недоверие в душе Василия Ивановича Шуйского к его племяннику.

Вскоре пришлось князю Скопину быть на крестинах у князя Воротынского; во время пира юный герой внезапно занемог кровотечением из носа и, после двухнедельной болезни, умер. Быстро разнесся слух об отраве; говорили, что это дело Димитрия Шуйского — брата царя Василия. Жена Димитрия Шуйского попотчевала Скопина медом, — он выпил и, спустя несколько минут, кровь ручьем хлынула у него из носа; его на руках отнесли долой, и через две недели не стало народного любимца. Ужас овладел всеми, а потом ярость; толпы народа повалили к хоромам князя Димитрия Шуйского, и с трудом отстояла его царская дружина от расправы рассвирепевшей черни.

По словам современников, Скопин не был отравлен; но трудно было разуверить тогдашний народ, раз он уже поверил чему-нибудь. Царь Василий Иванович горько плакал о своем племяннике и оказал ему почесть неслыханную: похоронил его в Архангельском соборе, где хоронили только царей русских. Недаром скорбел и плакал Василий Иванович Шуйский: опуская в землю тело Скопина, он погребал вместе с ним и престол свой. Теперь будущее для народа нисколько уже не связывалось с фамилией Шуйских: Василий Шуйский был стар и бездетен.




Надлежит детей приучать стоять почти во весь день. Привычка к стоянию укрепляет все их члены, и делает оные прямыми
Голос Государя сначала дрожал, но скоро он овладел собою и окончил свое короткое приветствие вполне отчетливо с надлежащей интонацией
Услыхав Малороссийский говор, он мгновенно решил, что перед ним стоят Французы
Со времени Даниила Галицко-Владимирская Русь представляла собой организм, отдельный от прочей Руси.
Я слышал, что в Московии некогда водились собольи меха
А если Франции знать дать об оной декларации, то она всеми мерами сопротивляться тому будет и примет совсем иные меры к нашему и Российской Империи невозвратному вреду.
Новый сайт с материалами об русском офицерстве
Вообще я не заметил, чтобы Османы отличались патриотизмом
Смешно верить таким выдумкам, что русское ядро не может убить английского адмирала
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"