Сегодня и вчера
Строго говоря, из всех богов русских непоколебимо может вынести критику только один Перун



Журнал Министерства народного просвещения. Часть CCXLI. —СПб.: 1885. С. 64


Обращаюсь к памятникам русской старины; они еще беднее сведениями о божествах славян, да и эти бедные сведения констатируют весьма странный факта: полное несходство в именах богов восточных и западных славян. Случай, кажется, небывалый: две отрасли одного и того же племени должны бы сходиться настолько же, насколько скандинавы сходятся с континентальными немцами, а между тем, не смотря на то, что наши Гриммы если и уступают своему прототипу в остроумии и находчивости, зато много превосходят его смелостью, они все же не могут указать твердых и определенных параллелей между славянами балтийскими и русскими. Несомненно общее только и есть, что одно имя Сварожича, так редко встречающееся у славян балтийских, и находимое в древнерусских памятниках при довольно подозрительных обстоятельствах. Но Сварожичем и его предполагаемым отцом занялся г. Ягич, и потому до открытия новых фактов вопрос о нем можно считать исчерпанным. В древнейших и несомненных памятниках языческой Руси, в договорах с греками, встречаются только два имени: Перун и Волос, скотий бог. При Игоре упоминается идол Перуна. При этом случае считаю нелишним обратить внимание на то обстоятельство, что житие Владимира, вошедшее целиком в нашу начальную летопись, многих заставляет забывать, какое большое количество христиан было в войсках князя Киевского за два поколения до Владимира. Нет сомнения, что во многих семьях языческие предания были порядком затемнены даже к концу X века; что же удивительного, что через два-три поколения после смерти Владимира составитель его жития, желавший выставить его равноапостольный подвиг в блестящем свете, принужден был обращаться к литературным источникам, чтобы пополнить бедный ряд божеств русских?

Самое важное свидетельство русской начальной летописи находится под 980 годом; там поминаются Перун, Хорс, Мокошь, Симарьгл, Дажьбог и Стрибог. Прежде всего обращает на себя внимание отсутствие в этом списке Волоса, который упоминается в договорах Олега и Святослава. Затем, приведенные здесь шесть имен распадаются на две группы: четыре первые и два последние; первая группа в большом ходу в обличительных памятниках; за исключением Симарьгла (о нем см. у Ягича), они встречаются во всех из них без исключения, конечно, с изменениями форм и с осложнениями посредством других имен. Дажьбог и Стрибог из всех этих памятников находятся только в Слове, приписываемом Златоусту (см. Летописи, изд. Тихонравова, 1. с. № VII); предполагать на основании этого, что это Слово пользуется более чистыми, народными источниками, — нельзя, так как оно местами дословно сходно и со Словом Христолюбца, и, с другой стороны, с Словом Григория по Софийской рукописи № 1295, а кроме того, здесь же поминается и Артемида. Перун, Хорс и Мокошь в том же порядке, как и в летописи, встречаются и в Слове Христолюбца, и в Слове Златоуста, и в Слове Григория. Сварожич совершенно в той же обстановке, довольно нелепой, указывающей на плохой перевод или плохой список, является несколько раз, но вследствие дословного сходства, а стало быть, и единства литературного источника все эти случаи надо свести в один. Переплут, встречающийся в Слове Златоуста и в Слове Григория с одним и тем же указанием: «вертячеся бьют ему в розех», есть очевидная описка, вместо чего-то более осмысленного. Столь часто встречающиеся в этих Словах Вилы, по видимому, указываюсь на юго-славянское происхождение двух редакций, из переплетения которых составились цитаты, за неимением лучшего, полагаемые в основу восточно-славянского учения о богах. Дива, Род и Рожаница, также мало, как и непонятная Мокошь могут дать материалу для постройки прочной системы. Строго говоря, из всех богов русских непоколебимо может вывести критику только один Перун…




Неприятель возвратился назад, будучи совершенно опровергнут в своем ожидании.
О торговле в Бухарии русским хищническим золотом. Тайная миссия полковника Бутенева.
Иерархи Православной Восточной Церкви единогласно положили благословить Русского Великого Князя Иоанна Васильевича на Царство, утвердив его особенною грамотою
Отписка из Сургута в Кетский острог, что они получили из Москвы грамоту о приведении всех жителей к присяге на верность боярам. 1610 г. 10 декабря.
Обедали в Перекопе, где на воротах подписано: «Предпослала страх и привнесла мир»
Очередность строительства новых городов и частей будущей Белгородской черты находилась в полном соответствии с направлением татарских нападений
Войскам приходилось преодолевать не только отчаянное мужество противника, но и побороть преграды грандиозных гор и девственно-диких лесов
Турки были принуждены к сдаче не столько сухопутною осадою, сколько действиями Флота
Проба турок найти слабое место для овладения цитаделью была их первой неудачей и, вместе с тем, высказала их самонадеянность
Гусарская форма не что иное, как венгерский народный костюм.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"