Все документы темы  


[Муравьев-Апостол М. И.?] Рассказы о декабристах, записанные неизвестным лицом / Публ., [предисл.] и примеч. В. М. Боковой

[Муравьев-Апостол М. И.?] Рассказы о декабристах, записанные неизвестным лицом / Публ., [предисл.] и примеч. В. М. Боковой // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв. Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ; Рос. Архив, 2004. — [Т. XIII]. — С. 165—172.

165

Публикация осуществлена по рукописи 1880-х годов, хранящейся в РГАЛИ (Ф. 1345. Оп. I. Д. 622). Скорее всего рассказчиком был Матвей Иванович Муравьев-Апостол (1793—1886), один из немногих декабристов, переживших 1882 г. (наиболее позднюю дату в тексте). Муравьев-Апостол был близко знаком с большинством упоминаемых лиц: Г. С. Батеньковым, кн. Е. П. Оболенским, кн. С. П. Трубецким, П. Н. Свистуновым, И. И. Пущиным, а также с М. С. Луниным (в 1819 г., находясь на юге России, он и сам мог быть свидетелем описываемого эпизода).

В пользу нашего предположения говорит и тот факт, что рассказ о братьях Муравьевых-Апостолах наиболее подробен в тексте и до известной степени перекликается с опубликованными мемуарами М. И. Муравьева-Апостола, а повествование о событиях на Сенатской площади, в которых Матвей Иванович не участвовал, изобилует наибольшим числом ошибок, какие легко могли возникнуть, если знать о происшедшем понаслышке.

***

Гаврило Степанович Батеньков, сын офицера, служившего в Сибири, воспитывался во 2-м кадетском корпусе1, выпущен в артиллерию. В 1814 году, на походе во Францию, командовал в одном сражении двумя орудиями и, окруженный многочисленным французским отрядом, защищался отчаянно, не хотел сдаваться и пал со всею своею командою. Французы, убирая мертвые тела, нашли его с признаками жизни, вылечили и вскоре разменяли. По возвращении в Россию,

166

его приняли в ведомство путей сообщения, как хорошего математика. Он принялся за дело усердно и быстро приобрел славу умного, знающего и полезного человека. Его командировали в Иркутск по части путей сообщения. В 1816 г. происходила ревизия Сибири. Сперанский2 был послан туда для исследования злоупотреблений и очутился там, как в лесу. В числе представляющихся ему лиц он заметил инженера-капитана путей сообщения, явившегося к нему с прочими чиновниками Иркутской губернии. Молодой человек говорил свободно, умно, без раболепства и выказал совершенное знание тамошнего края и лиц. Сперанский взял его в свою канцелярию и остался им доволен. Батеньков понял дело в совершенстве и сделался правой рукою Сперанского. Он написал много проектов и в том числе замечательный устав о ссыльных.

По возвращении Сперанского в Петербург и по представлении им донесений и списков в государственный совет, все знающие люди изумились скорой тщательной их обработке. Гр. Аракчеев, искавший людей способных, спрашивал у Сперанского, кто помогал ему? Сперанский назвал Батенькова и, по просьбе Аракчеева, предложил ему вступить в службу по военным поселениям3. Батеньков согласился с тем, чтоб ему вместо чинов и крестов давали 10 т<ысяч> р<ублей> ассигнациями жалования. Он работал усердно и неутомимо. Аракчеев был им вполне доволен, называл его «мой математик», но мало-помалу охладел к нему, стал им пренебрегать, обременил работою, не давая никакого поощрения. Батеньков жил в Петерб<урге> у Сперанского (в доме Армянской церкви). Ему, как он говорил, надоело служить у гадины Аракчеева. Он собирался выходить в отставку, чтоб посвятить себя наукам, заняв где-нибудь место профессора математики. Его завербовал в Т<айное> О<бщество> Рылеев. Батеньков не был у него ни на сходбищах, ни на совещаниях 12 декабря4, участвуя в нем только по названию, т. е. был совершенно невиновен. Но его арестовали и приговорили к вечной каторжной работе. Но наказали бесчеловечнее: 2 года продержали в крепости Швартгольм, потом 18 лет в каземате Петропавловской крепости. Говорят, что его там забыли. Он числился номером, а не именем. Его опасались ссылать в Сибирь, как уроженца и человека, бывшего правой рукой Сперанского. Комендант И. Н. Скобелев5, простой русский человек, выслужившийся из солдат, в 1841 году, узнавши, что Батеньков 20 лет сидит в четырех стенах, без огня, без бумаги, без книг и без человеческого голоса, умилился его страданиям, терпению, сохранению рассудка и веры в Бога, поклонился ему в ноги, говоря, что поклоняется его страданиям. Он напомнил государю о забытом всеми Батенькове. Тогда ему дали газеты и вскоре отослали на жительство в Томскую губернию6. Тут он навестил ялуторовцев. В 1856 году он был возвращен вместе с прочими декабристами по милостивому манифесту Александра II, и поселился в Калуге, где и скончался 29 октября 1865 года7.

Батеньков относился сердечно к молодежи, называя внуками или малолетними. Он сохранил веселость характера, оригинальное вполне русское остроумие. После 20-летнего заключения в крепостном уединении и безмолвии он любил поговорить и пользовался всяким предлогом, чтобы попутешествовать.

В Калуге он сблизился с Е. П. Оболенским8. В Твери Батеньков всегда проводил по нескольку дней у М. И. Муравьева-Апостола. Он говорил, что его особенно влечет к нему, как к родному человеку.

Каховский9 был смоленский помещик, проигравшись и разорившись в пух, он приехал в Петербург в надежде жениться на богатой невесте; дело это ему не

167

удалось. Он застрелился бы, потому что любил пожить во всю мочь. Но случайно познакомившись с Рылеевым, он безусловно предался ему и Т<айному> О<бществу>. Рылеев с товарищами содержали его в Петербурге на свой счет.

Неустрашимого героя Милорадовича10 щадили вражьи пули. В России только поляк Каховский11 мог хладнокровно убить нашего героя, любимого солдатами. В записках бар<она> А. Е. Розена12 в извинение Каховского сказано: «Пули Каховского и еще других солдат ранили смертельно Милорадовича»13. Затем для большего удостоверения повторяет: «Пули Каховского и нескольких солдат ранили смертельно командира л<ейб>-г<вардии> Гренадерского полка полковника Стюрлера»14. — Солдаты не звери, не могли травить мирно увещевавших людей. Розен не был 14 дек<абря> близ самых действий на площади15. Он был принят в общество только за 2—3 дня до 14-го*.

Рылеев не явился на площадь, чтоб не быть свидетелем пролития невинной крови16. Все они понимали, что ни князь С. П. Трубецкой17, ни Е. П. Оболенский не годились в распорядители восстания по своей неловкости и бесхарактерности. Все понимали, что ничего из этого не выйдет, поэтому все эти убийства были бесцельны. Большая часть декабристов радовалась неудаче 14 декабря, которая <удача> повела бы к бесконечной резне, возобновив Пугачевщину.

Барон Розен упоминает в своих записках, что многие из них, как и их родные, с горечью говаривали: «Ce sont nos amis du quatorze**, которые удружили нам ссылкою».

Сначала Сергей Иванович Муравьев-Апостол постоянно вышучивал Михаила Павловича Бестужева-Рюмина в своем офицерском кружке, как неосновательного, слабохарактерного юношу. Эта забава очень не нравилась Матвею Ивановичу. Он наконец начал выговаривать брату, что не с его добрым сердцем злоупотреблять детскою привязанностию молодого человека, если и бесхарактерного, еще неустановившегося, но все-таки человека не без известных дарований. Сергей Иванович с благодарностью обнял своего старшего брата, который во многом его сдерживал. После этого он уже стал относиться к Бестужеву-Рюмину сердечно, по-дружески, и впоследствии принял членом Т<айного> О<бщества>. Польщенный приятной переменой обхождения своего кумира, восторженный юноша привязался к Сергею Ивановичу до безумия, безусловно верил в непогрешимость его действий и в полный успех всякого его предприятия. Исполняя его поручения точно, быстро и осмысленно, он выказывал перед ним свою неутомимую деятельность и развернул все свои способности, которые до сближения с ним ни к чему не применялись. Бестужев-Рюмин не ожидал крушения. В 22 года19 ему не хотелось умирать, тяжело было идти на виселицу. Он, рыдая, еле волочил ноги, его принуждены были поддерживать. Сергей Иванович на пути просил у

168

него прощения в том, что погубил его, и не переставал ободрять своего юного друга, так как все кончено бесповоротно; еще накануне казни, через стену, он утешал его разговорами о Спасителе и о бессмертии души.

Николай Васильевич Басаргин20, человек замечательного ума, говорил о юном Бестужеве-Рюмине, которого хорошо знал: «Пламенное воображение, сердце превосходное, но голова не совсем в порядке».

Так преждевременно прекратилась жизнь юного человека, который при великодушном помиловании и добром слове государя послужил бы ему и отечеству с той же горячею преданностию, как и все без суда помилованные Муравьевы21 и прочие члены Т<айного> О<бщества>. — Бестужев-Рюмин плохо говорил по-русски, для допросов и письменных показаний он потребовал лексикон.

Николай Павлович22 после продолжительного разговора с С. И. Муравьевым-Апостолом приказал передать его отцу, что он должен гордиться таким сыном, как Сергей Иванович. Как честный человек, Николай I оценил его высокие качества ума и сердца, но как государь — повесил.

Сергей Иванович имел громадное нравственное влияние на людей. Напр<имер>, протоиерей Казанского собора Петр Николаевич Мысловский23, часто посещавший заключенных, долго беседовавший с ними и напутствовавший их на казнь, говорил многим: «Когда я вхожу в каземат Сергея Ивановича, то мною овладевает такое же чувство благоговения, как при вступлении в алтарь перед Божественною службою. Меня умиляет в нем непоколебимость веры в Бога, сердце преисполненное любви к Спасителю и к ближнему, чистота его помышлений и великое спокойствие в ожидании скорого перехода от земной жизни в вечную»24. Напутствуя его на казнь, он сказал ему: «Смотря теперь на вас, Сергей Иванович, можно подумать, что я веду вас в церковь под венец».

Осенью 1825 года кн. Сергей Петрович Трубецкой, дежурный штаб-офицер при 4-м пехотном корпусе, получил отпуск. Сергей Иванович нарочно приезжал в Киев, чтобы просить отъезжающего в С.-Петербург, чтоб он всеми силами воспрепятствовал там всякой попытке к восстанию, предвидя лишь напрасные жертвы. Может быть, вследствие этой просьбы князь не явился 14-го декабря на площадь к выполнению назначенной ему роли руководителя, вовсе ему не свойственной. Как недеятельная сила, он, вероятно, и не пытался остановить безумный опыт восстания в уверенности, что его никто слушать не будет.

Между тем Сергей Иванович, уже узнавши о совершившемся прискорбном событии 14 декабря, сам счел себя вынужденным поднять Черниговский полк (в 1820 году, при распределении целого полка по всем полкам армии, он был переведен из л<ейб>-г<вардии> Семеновского в Черниговский пехотный полк подполковником) близ Белой Церкви вследствие того, что прибывшие из Василькова ротные командиры нарушили закон военного повиновения: из преданности и любви к нему они освободили его со старшим его братом, арестованных командиром полка, взяточником Гебелем25, который, забыв, что не пользуется уважением офицеров и солдат, вздумал грубо обращаться с арестованными. Они прибили Гебеля, когда он вышел в сени, а Сергей Иванович остался с братом в комнате.

Матвей Иванович, часто навещавший брата (он в 1821 году вышел в отставку подполковником из Полтавского пехотного полка, в который был переведен тоже вследствие истории Семеновского полка, где он прежде служил), недавно

169

прибыл из Хомутца, имения их отца, Миргород<ского> уезда, советовал брату в сем мирно положиться на волю Государя, неотступно уговаривал его от бесполезного восстания, умолял пощадить солдат, юного священника26 (уже возвратившись в Васильков), которого заставляли после молебна читать солдатам наскоро составленные объяснения причин и цели восстания27. Сергей Иванович колебался. Товарищи-сослуживцы так или иначе должны были пострадать за него, поэтому желали восстания и нетерпеливо ждали его решения. Товарищество взяло верх над чувством сострадания к солдатам, к священнику и над горячей любовью к брату. После молебствия, когда они готовились выступать из Василькова, к довершению несчастия, подъехала почтовая тройка, и Ипполит Иванович, меньшой из братьев Муравьевых-Апостолов, бросился в их объятия (не принадлежал к Т<айному> О<бществу> и ничего о нем не слышал от братьев)28. Он только что блистательно выдержал экзамен в школе колонновожатых, был произведен в офицеры Генерального Штаба, определен во вторую армию и ехал к своему назначению в Тульчин. Его поразило, что такое приятное семейное событие и неожиданное свидание с братьями вместо радости смутило и опечалило их. Они даже просили его без разговоров и расспросов безостановочно продолжать свой путь. Но Иппол<ит> Иванович добился причины такой странности, после чего он не захотел оставлять их в опасности, твердо решившись погибнуть вместе с ними: так велика была дружба, связывающая братьев Мурав<ьевых>-Апост<олов>.

Полк двинулся, и 3 января 1826 г. снялся с последнего привала. Кавалерийский отряд с конно-артиллерийскою ротою загораживал им путь в Трилесы. Они все подвигались вперед. Сначала в них стреляли холостыми зарядами. Но когда открылась пальба картечью и пало несколько человек убитыми и ранеными, тогда Сер<гей> Иван<ович>, желая спасти свою команду, приказал поставить ружья в козлы и просил у солдат прощения за то, что обманул их несбыточными надеждами. Артиллеристам он махал платком, чтоб прекратили пальбу, и тут же упал раненым картечью в висок. Иппол<иту> Ивановичу представилось, что брат убит наповал, он с отчаяния сейчас же застрелился из пистолета.

Рассказ о восстании Черниговского полка под заглавием «Из воспоминаний М. И. Муравьева-Апостола», по просьбе П. И. Бартенева, был продиктован Матвеем Ивановичем и напечатан в «Русском архиве» в 1871 г.

Кажется, в 1882 была напечатана в «Русском» же «Архиве» статья Ивана Ивановича Горбачевского29, в которой он, с чьих-то слов, говоря о восстании Черниговского полка 1825 г. (не был ни участником, ни зрителем, ни близким к братьям Мур<авьевым>-Апос<толам>, а Матвея Ивановича, вышедшего в отставку в 1821 г., он вовсе не знал), с желчью относится к Матвею Ивановичу, выставляя его жалким человеком, который будто бы единственно из трусости колебал решимость брата, отговаривая его от этого восстания. Эти нападки со стороны Горбачевского естественны: он был до 14 дек<абря> ничто, а получив название декабриста, превратился в нечто, поэтому счел необходимость войти в соответственную роль ярого революционера и втянулся в нее.

Горбачевский, подпоручик 8-й артил<лерийской> бриг<ады>, был осужден по второму разряду, по окончании работ за Байкалом, на чугуноплавильном Петровском заводе, прижился там на поселении, имея от правительства надел земли. Как человек бедный и не имевший близких родных, он не воспользовался милостивым манифестом Александра II, чтобы возвратиться в

170

Россию. Горбачевский полюбил свою вторую родину и скончался в Петропавловском заводе в 1869 г.

Говорили, что Павел Иванович Пестель и Никита Михайлович Муравьев30, как люди честолюбивые, уже разъединялись, каждый приобретая исключительно своих приверженцев, так что впоследствии две сильные партии могли, при известных обстоятельствах, истребить друг друга из-за преобладания власти.

Михаил Сергеевич Лунин31 был изранен в бесчисленных дуэлях. Ощущение опасности было необходимейшей потребностью его жизни; он жадно искал случая для вызова, если таковой долго не попадался, то он, как бы нечаянно, толкал на улицах кого-нибудь из незнакомых ему людей, уверяя, будто бы ему наступили на ногу; когда ему доказывали противное, тогда он вызывал на дуэль за обвинение во лжи.

Однажды в Одессе в 1819 г. он беседовал на балконе третьего этажа с известной тогда красавицей Валесской. Разговор шел об исчезновении в мужчинах рыцарства. Валесская приводила в пример, что теперь уже ни один из них не бросится с балкона по приказанию своей красавицы.

Лунин был равнодушен к Валесской, но не мог отказаться от ощущения некоторой опасности. Он смело и ловко бросился с балкона и благополучно достиг земли, так как тогда улицы были не мощены. Все это не мешало ему быть в сожительстве добрым, милым товарищем, а в обществе веселым, остроумным, любезным человеком.

Своими, с известной окраской, письмами к сестре32, пересылаемыми через III отделение, и распространением рукописей он сам напросился на заточение в Акатую и даже был этому рад, жил там прехладнокровно и, как в гостиной, острил с посетителями. Его привезли в Акатуй 27 марта 1841 г. — В четверг на Страстной неделе С. Г. Волконский виделся с ним и писал И. И. Пущину33 в Ялуторовск, что Лунин сохраняет свою обычную веселость. 30 декабря 1845 г., в воскресенье, сторож, прислуживавший Миха<илу> Серг<еевичу>, взошедши к нему в комнату, нашел его мертвым. Он был накануне в бане и после этого чувствовал себя хорошо. Он скончался от апоплексического удара.

Лунин перешел в католичество, будучи в Варшаве учеником и приверженцем известного Мейстера34. Небольшая часть его келии в Акатуе была отделена завесою, за ней стояло большое распятие, присланное из Рима, где оно было освящено папою. Мих<аил> Серг<еевич> был религиозен без ханжества.

Въезжая в Сибирь, он говорил: «C’est ici que notre vie commence»*. Действительно, положение декабристов в Сибири было вне обыденной пошлости. Сильные духом могли сосредоточиться в себе, чтоб переработать, перевоспитать себя. Но Лунин оставался неизменным, был собой доволен. Сильные духом могли одобрять, поддерживать своих слабых собратий и благотворно влиять на окружающую их среду, смягчить своею гуманностью ее дикие нравы.

Такие люди, как Лунин, родятся и умирают революционерами. Они даже могут любить революцию бесцельно, только для революции, за что и где бы она не разыгралась, как Михайло Бакунин35. Это даровитые натуры, но душевно больные люди.

171

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Г. С. Батеньков (1793—1863) учился в Дворянском полку при Втором Кадетском корпусе в Петербурге.

2 Сперанский Михаил Михайлович (1772—1838), граф, известный гос. деятель; пензенский губернатор (1816—1819), сибирский генерал-губернатор (1819—1821). Член. Гос. Совета. Г. С. Батеньков служил под началом Сперанского в 1819—1821 гг.

3 Аракчеев Алексей Андреевич (1769—1834), граф, генерал от кавалерии, военный министр, председатель воен. дел Гос. Совета, главный начальник военных поселений. Г. С. Батеньков служил в ведомстве военных поселений в 1823—1824 гг.

4 В совещаниях у Кондратия Федоровича Рылеева (1795—1826), известного поэта и инициатора выступления на Сенатской площади, Г. С. Батеньков участвовал, в том числе и 13 декабря 1825 г.

5 Скобелев Иван Никитич (1778—1849), генерал-майор, комендант Петропавловской крепости в 1839—1849 гг.

6 Батеньков был направлен на жительство в Томск в начале 1846 г.

7 Батеньков умер 29 октября, но в 1863 г.

8 Оболенский Евгений Петрович (1796—1865), князь, член Северного общества, участник мятежа на Сенатской площади.

9 Каховский Петр Григорьевич (1799—1826), отставной поручик, член Северного общества, активный участник мятежа 14 декабря 1825 г., убийца генерала М. А. Милорадовича и полковника Н. К. Стюрлера.

10 Милорадович Михаил Андреевич (1771—1825), граф, генерал от инфантерии, герой Отечественной войны 1812 г., петербургский генерал-губернатор.

11 Каховский не был поляком; принадлежал к старинному, но обедневшему русскому дворянскому роду.

12 Розен Андрей Евгеньевич (1799—1884), барон, участник мятежа на Сенатской площади. Его «Записки декабриста» были изданы: в немецком переводе (в отрывках) в журнале «Die Grenzboten» в 1868 г., и отдельным изданием (1-я часть) в Лейпциге в 1869 г., и вторым изданием там же в 1874 г.; на русском языке — в Лейпциге в 1870 г. Позднее неоднократно переиздавались.

13 По свидетельству адъютанта М. А. Милорадовича А. П. Башуцкого, из тела генерала после ранения была извлечена пистолетная пуля (солдаты были вооружены ружьями). См.: Башуцкий А. П. Убийство гр. Милорадовича // ИВ, 1908, № 1.

14 Стюрлер Николай Карлович (?—1825), полковник, командир л.-гв. Гренадерского полка.

15 А. Е. Розен формально не вступал в тайное общество. На Сенатской площади был, но недолго.

16 К. Ф. Рылеев появился утром на Сенатской площади, убедился в отсутствии «диктатора» кн. С. П. Трубецкого, пошел его искать и более к месту мятежа не возвращался.

17 Трубецкой Сергей Петрович (1790—1860), князь, член тайных обществ с момента их возникновения. Накануне мятежа был назначен «диктатором», но на площадь не явился и участия в выступлении не принимал. Вместо него «диктатором» был сделан Е. П. Оболенский.

18 На записки А. Е. Розена возражали П. Н. Свистунов, В. С. Толстой и др. декабристы. См.: Свистунов П. Н. Несколько замечаний по поводу новейших книг и статей о событиях 14 декабря и о декабристах // РА. 1870. № 8—9; Толстой В. С. Воспоминания // Декабристы. Новые материалы. М. 1955. Ср. в письме М. И. Муравьева-Апостола А. П. Созонович от 11.05.1876: «Записки Розена, когда они вышли, меня крайне удивили. Я не воображал, что балтийский вопрос мог существовать между нами. Между товарищами в Чите; в Петровском Забайкальском заводе трое только могли ему сообщить верные сведения о начале и о ходе Тайного Союза. Он, видно, не был в близких отношениях ни с С. П. Трубецким, ни с И. Д. Якушкиным, ни с Н. М. Муравьевым; ему следовало, кажется, к ним обратиться». (ОПИ ГИМ. Ф. 249. Оп. I. Д. 2).

172

19 М. П. Бестужеву-Рюмину в момент казни было 25 лет.

20 Басаргин Николай Васильевич (1800—1861), член Союза Благоденствия и Южного общества.

21 Речь идет о Михаиле Николаевиче Муравьеве (1796—1866) (с 1865 граф Муравьев-Виленский), основателе тайных обществ, позднее от них отошедшем; после кратковременного ареста был освобожден с оправдательным аттестатом; а также о его братьях Николае (1793—1866) (причастен к тайным обществам; к следствию не привлекался) и Александре (1792—1863) (член тайных обществ; осужден на ссылку без лишения чинов и дворянства и с правом на государственную службу). Впоследствии все братья Муравьевы занимали высокие военные и административные посты.

22 Император Николай I.

23 Мысловский Петр Николаевич (1777—1846) посещал как духовник декабристов в Петропавловской крепости.

24 Ср. в записках А. Е. Розена: «Его (С. И. Муравьева-Апостола — В. Б.) пламенная душа, его крепкая и чистейшая вера еще задолго до роковой минуты внушали протоиерею П. Н. Мысловскому такое глубокое почитание, что он часто и многим повторял: «Когда вступаю в каземат Сергея Ивановича, то мною овладевает такое же чувство благоговейное, как при вшествии в алтарь пред божественною службою». (Розен А. Е. Записки декабриста. Иркутск. 1984. С. 179).

25 Гебель Густав Иванович (?—1865), подполковник, командир Черниговского пехотного полка.

26 Кейзер Даниил Федорович (ок. 1800 — после 1858), священник Черниговского пехотного полка. К моменту мятежа менее года как был выпущен из Киевской духовной академии. За участие в выступлении был лишен сана и дворянства и сослан в рабочие арестантские роты Бобруйской крепости.

27 «Православный катехизис» С. И. Муравьева-Апостола и М. П. Бестужева-Рюмина.

28 Ипполит Иванович Муравьев-Апостол (1806—1826) состоял в Северном обществе, куда вступил без ведома братьев.

29 Горбачевский Иван Иванович (1800—1869), член Общества соединенных славян. В 1882 г. в «Русском Архиве» № 2 были напечатаны «Записки неизвестного из Общества соединенных славян», автором которых, по мнению редактора, был И. И. Горбачевский.

30 Пестель Павел Иванович (1793—1826), лидер и идеолог Южного общества; Муравьев Никита Михайлович (1795—1843), один из лидеров и идеологов Северного общества.

31 Лунин Михаил Сергеевич (1787—1845), член Тайных обществ с момента их возникновения, автор известных «Писем из Сибири», «Взгляда на русское тайное общество с 1816 по 1826 год» и ряда др. сочинений, написанных в Сибири на поселении и ставших причиной второго ареста Лунина в 1841 г. и заключения в Акатуевский тюремный замок при Нерчинских горных заводах.

32 «Письма из Сибири», пересылавшиеся открытой почтой (и, разумеется, перлюстрировавшиеся) сестре Лунина, Е. С. Уваровой, в Петербург.

33 Волконский Сергей Григорьевич (1788—1865), князь; Пущин Иван Иванович (1789—1859), члены тайного общества.

34 Мейстер — Местр, де, Жозеф (1754—1821), французский публицист и религиозный философ. Лунин встречался с ним в 1817 г. в Париже.

35 Бакунин Михаил Александрович (1814—1876), известный революционер, теоретик анархизма, публицист; был родственником (по матери) как братьев Муравьевых и Муравьевых-Апостолов, так и Лунина.

Публикация В. М. БОКОВОЙ

Сноски к стр. 167

* Хотя записки бар. А. Е. Розена посвящены «Любезным моим соузникам», но он, не знакомый с основными условиями Т<айного> О<бщества>, писал их самостоятельно, не советуясь и не представляя на суд опытнейшим из соузников. — Все его уважали за высокие качества характера, но запискам его не сочувствовали и его немецких вожделений не разделяли. Записки были напечатаны за границей на языках немецком и русском, против них не стоило возражать, чтоб ссориться с хорошим человеком18. Они служат характеристикой его немецко-русской личности. (Прим. авт.)

** «Наши друзья четырнадцатого» (Пер. с фр.).

Сноски к стр. 170

* Вот здесь начинается наша жизнь (Пер. с фр.).

Теги: Российский архив, Том XIII, 03. Рассказы о декабристах, записанные неизвестным лицом, Документы личного происхождения

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"